Мать и дитя
     
 
 
Главная / Воспитание ребенка

Воспитание ребенка

Проходит месяц за месяцем, и все явственнее становится необходимость не только тщательного ухода за ребенком, но и его нравственного и гигиенического воспитания ребенка. Это взаимообусловленный процесс.

Каждый из нас, как и общество в целом, стремится к тому, чтобы жизнь детей сложилась счастливо, Но счастье — не просто удача, выигрышный билет в лотерее. Оно во многом зависит от того, какое нравственное воспитание ребенок получил в родительском доме, где сформировались его хорошие или дурные привычки, такие черты, как доброта или жестокость, бескорыстие или склонность к стяжательству, уважение к женщине или цинизм...

Процесс воспитания ребенка, формирования его личности начинается в грудном возрасте. Понимают ли это родители? Знают ли они, что даже новорожденный чувствует атмосферу в семье и соответственно реагирует на нее? Вот исследования, которые должны убедить взрослых в том, что морально-психологическая обстановка в родительском доме играет чрезвычайно важную роль в формировании положительных или отрицательных качеств у ребенка с первых дней его жизни.  Установлено, что включение в детской палате родильного дома магнитофона,  на ленте которого записаны тоны сокращений «взволнованного» сердца матери, вызывает почти поголовный плач, в то время как сокращения спокойного сердца почти не вызывают реакций.

И еще один факт: эмоциональность грудных детей адекватна уровню эмоциональности матери. Если ребенок не   чувствует тепла материнского тела (например, его не прижимают к груди), редко слышит спокойный и нежный материнский голос, обращенный к нему, или пение колыбельной, наконец, просто не ощущает ровно и сильно бьющегося материнского сердца, что младенец отождествляет с надежной   защитой, то у него появляется тревожность. Малыш часто и без внешнего повода плачет, плохо спит по ночам, криком требует к себе недостающего внимания. Следовательно, уже в этом возрасте дети ощущают психологический дискомфорт, страх. Как и все испытанные впервые, эти чувства сохраняются в памяти надолго, порой на всю жизнь. Со временем же они проявляются неуверенностью в себе, в близких, в своем будущем и т. д., хотя внешних поводов к этому может и не быть. Более того, в будущем это может привести к взаимному непониманию, конфликтам между «отцами и детьми», неадекватным эмоциональным реакциям, страданиям...

Вот почему так важно, чтобы начиная с грудного возраста ребенка воспитывала в первую очередь мать, чтобы ее руки он постоянно чувствовал, ее голос слышал, ощущал ее ласки. Тогда вероятность гармоничного развития черт будущего семьянина значительно увеличивается. Исключительно велика роль отца в создании в семье атмосферы спокойствия, доброжелательности, положительно влияющей на ребенка. Роль папы, разумеется, не сводится к роли помощника. Радость общения ребенка с отцом ничем не заменима. «Дефицит папы», как известно, неблагоприятно отражается на характере как девочек, так и мальчиков. Никакие ссылки на занятость на работе не смогут оправдать невнимания и неучастия в воспитании ребенка.

Организм и психика ребенка — единое целое. Уже вскоре после рождения у малыша формируются потребности: он нуждается в новых впечатлениях, в движении, в общении со взрослыми. Эти потребности — основа, на которой сформируется впоследствии личность.

Надо ли уметь воспитывать?

Кто из родителей не вздыхал и не жаловался хоть один раз в жизни на своих детей! Да, воспитывать трудно. Однако не потому ли нам иногда приходится трудновато, что мы избегаем сложных путей в воспитании, ограничиваемся упрощенным пониманием процесса развития ребенка? Нелегко бывает и потому, что мы не особенно стремимся замечать проблемы, возникающие при воспитании, их противоречивость, вместо этого мы нередко опираемся на обыденные, житейские представления о том, как «надо» воспитывать детей в семье и как «не надо». Вот и получается, что усилий при этом мы прилагаем много, а эффект невелик.

Как же добиться, чтобы результат воспитания устраивал нас, родителей? Напомним, что период человеческой жизни от рождения до 3 лет психологи называют ранним детством. Они считают, что это возраст, когда закладываются основы не только физического развития, но и будущей личности.

От того, правильно ли воспитывался малыш, во многом зависят его дальнейшее развитие, отношение к людям, обществу, наконец, к самому себе и своим родителям. Нередко взрослым приходится наверстывать упущенное или «ломать» закрепившиеся нежелательные формы поведения. Перевоспитывать всегда труднее, чем воспитывать с самого начала. А раннее детство — это и есть в буквальном смысле начало начал. Ребенок вступает в мир, ничего не зная о нем. Но он уже готов к активному восприятию окружающего — через духовные связи, протянувшиеся от родителей к малышу.

Воспитание — это пo сути руководство внутренним, духовным развитием ребенка. Нередко родители стремятся управлять ребенком: «Это делай, а этого не делай!» В подобных случаях велик риск того, что внутреннего контакта с ребенком не произойдет, и чем дальше, тем больше сын или дочь будет отдаляться от мамы с папой. Наблюдения психологов показывают, что уже в первые годы жизни отсутствие достаточной духовной близости ребенка с родными неблагоприятно сказывается на развитии его личности. Дети, обойденные в раннем детстве вниманием, доверием, лаской, вырастают нередко замкнутыми, обидчивыми, вспыльчивыми и необщительными.

К сожалению, родителям, занятым профессиональной деятельностью, общественными делами, поглощенным многочисленными обязанностями, порой не хватает времени для систематического наблюдения за ребенком, для раздумий о его физических, и, главное, психических особенностях, для глубокого, заинтересованного изучения его развития. Между тем постоянное наблюдение за ребенком с первых дней его жизни создает необходимую основу для сознательного, обдуманного управления его развитием с учетом происходящих возрастных изменений. Систематическое изучение маленького человека позволяет родителям лучше понимать его интересы, возможности, переживания, поступки, а значит, и предъявлять к нему требования, соответствующие его силам.

Изучение особенностей, понимание мотивов поведения помогают предвидеть реакции сына или дочери в различных ситуациях, что в свою очередь предохраняет от многих ошибок в воспитании. Не надо упускать из виду и тот момент, что тесный контакт между родителями и детьми необходим не только детям, но и самим родителям. Ведь близость и хорошее взаимопонимание родителей и подрастающих детей являются источником великой радости и надежд на будущее.

Таким образом, очень многих трудностей можно избежать, если с самого начала проявлять необходимую, разумную заботу о воспитании малыша.

 
   
 
 
Copyright © 2013 Мать и дитя
жизнь здоровье любовь Cоздание сайтa Вебцентр
@Mail.ru