Развитие слуха ребенка от1 до 3-лет, как и развитие зрения, состоит из двух взаимосвязанных частей: слухового восприятия и слуховой памяти.
Слуховое восприятие
Человек живет в мире звуков: звуков природы, механизмов, музыки, речи и т.д. Посредством слухового восприятия улавливаются текущие звуковые события, настраивается слуховой аппарат на лучшее восприятие: находит источник звука, позволяет реагировать на изменения в звуковой среде.
Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, реже — замирание.
Постепенно развиваются внимание к звукам, способность к локализации источника звука. В целом к 6-ти месяцам слуховая чувствительность достигает уровня взрослых.
Однако, в отличие от чувствительности, у ребенка должно сформироваться осмысленное отношение к звукам, что успешно развивается к 3-м годам жизни.
Основная деятельность детей в раннем возрасте, связанная с восприятием звуков, — речевое общение. Как правило, к трем годам дети уже воспринимают все звуки родного языка.
Значительно медленнее развивается у ребенка от 1 до 3-х лет звуковысотный слух — восприятие соотношения звуков по высоте. Для того чтобы развить эту способность, нужно восприятие высоких звуков включать в привлекающие ребенка задания и показывать, как равные по высоте звуки связаны со знакомыми ребенку предметами. Так, дети третьего года жизни легко обучаются воспринимать сравнительно небольшое различие звуков по высоте, если более высокий из них звучит, как «голос» маленького игрушечного животного, а более низкий — как «голос» большого.
Говоря о слуховом восприятии, трудно разделить понятия «слуховая память» и «восприятие», т.к. сложно развести в исследовании, воспринял ли ребенок сигнал и уже успел забыть его или не воспринял. Ведь именно благодаря слуховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить и использовать звуковые впечатления из прошлого.
Слуховая память
Различают речевую, неречевую и музыкальную слуховую память. Каждая из них имеет свои особенности и развивается относительно независимо. Мир неречевых звуков исключительно богат и разнообразен: шум дождя, шелест листьев, тиканье часов, голоса людей и т.д. Этот «язык» легко становится понятным уже в раннем возрасте. Для развития понимания речи, как и музыки, необходим многолетний опыт.
К году малыш уже владеет большим набором неречевых и речевых «маяков», облегчающих ориентировку в происходящем вокруг. К 14-18-ти месяцам в его памяти может храниться несколько коротких стихотворений. Малышу нравится их слушать, вставляя в некоторых местах междометие или отдельное слово. В 18-24 месяца ребенок знает несколько сотен слов и устойчивых словосочетаний, понимает простые предложения.
К 3-м годам ребенок в общих чертах усваивает грамматический строй родного языка.
В целом возрастные критерии слуховой памяти приведены в таблице 3.
Таблица 3.
1. Реакции | 2. Приблизительный возраст появления реакции (в месяцах) |
Начинает двигаться при звуках музыки |
8-14 |
Смотрит на знакомые предметы, членов семьи, |
9-14 |
Пытается воспроизводить серии речевых звуков |
12-14 |
Выполняет знакомое действие с предметом по |
12-16 |
Повторяет короткие слова, услышанные в |
14-16 |
Из 2-3-х знакомых предметов смотрит на тот, |
14-16 |
Из 2-3-х знакомых картинок смотрит на ту, |
14-16 |
Знает несколько коротких стихотворений, |
14-18 |
Понимает 20-50 слов (имена близких, названия |
15-18 |
Любит играть со взрослым в «голоса животных» |
15-18 |
Называет обьекты, находящиеся вне поля зрения, |
20-24 |
Понимает 100 слов и более |
20-26 |
Повторяет за взрослым предложение из 2-3-х слов |
24-28 |
Пытается петь |
20-30 |
Повторяет за взрослым двустишья или четверостишья |
30-36 |