Основы построения режима для детей разного возраста
Режим — это правильное чередование основных моментов жизни ребенка: кормления, сна и бодрствования. Для правильного воспитания детей раннего возраста необходимо создать и четко соблюдать режим, соответствующий физиологическим особенностям и возрасту ребенка.
Таким образом, для детей на первом году создаются четыре режима, для детей второго года — два, на третьем году — 1 режим.
Во время бодрствования клетки коры головного мозга находятся в состоянии возбуждения под влиянием различных раздражений, исходящих из окружающей среды. В результате этих раздражений происходит утомление клеток и наступает состояние торможения. Сон — это разлитое торможение, захватывающее всю кору.
Во время сна происходит восстановление работоспособности клеток. В связи с этим правильно организованный режим должен предусматривать достаточный сон для детей. Необходимо позаботиться о спокойной обстановке, оберегающей сон ребенка.
Новорожденный ребенок, у которого еще недостаточно развиты и слабо функционируют органы чувств (анализаторы), спит почти круглые сутки, пробуждаясь только от чувства голода; иногда его приходится будить и для кормления.
Постепенно периоды бодрствования удлиняются. При правильном режиме у ребенка с 6—8 недель намечается ритм сна и бодрствования. Так как свежий, прохладный воздух способствует быстрому засыпанию ребенка, необходимо дневной сон проводить па воздухе — на веранде либо в прогулочной комнате, или комнате с открытыми окнами.
Кормление ребенка целесообразно начинать непосредственно после пробуждения. Выспавшийся и сытый ребенок в период бодрствования весел и спокоен, хорошо играет. При беспорядочном укладывании, недосыпании и беспорядочном кормлении дети часто капризничают, плачут, возбуждены, плохо едят, теряют в весе.
При составлении режима нужно принимать во внимание не только возраст, но и состояние ребенка. Слабым детям с пониженным питанием и после перенесенного заболевания следует назначать режим младших детей.
Для составления режима дня можно пользоваться следующей примерной схемой распределения времени сна, бодрствования и кормления детей от 1½ месяцев до 3 лет, разработанной Н. М. Щеловановым (табл. 3).
Таблица 3. Схема распределения бодрствования, сна и кормления детей
Возраст детей |
Число |
Время между |
Время |
Дневной сон |
Продолжительность сна | ||
дневного |
ночного |
за сутки | |||||
в часах | |||||||
В часах | |||||||
1½ - 3 месяца |
7 |
3 |
1-1½ |
4 раза |
2-1½ |
10½ |
16½-18 |
3 - 5 месяцев |
6 |
3½ |
1½ |
4 |
2-1½ |
10 |
16 |
5½ - 9 месяцев |
5 |
4 |
2-2½ |
3 |
2-1½ |
10 |
15-15½ |
9 месяцев - 1 год 2 месяца |
5-4 |
4 |
2½-3½ |
2 |
2-1½ |
10½-10 |
14½-15 |
1 год 2 месяца -1 год 6 месяцев |
4 |
4 |
4-5 |
2 |
2-1½ |
10 |
14-14½ |
1 год 6 месяцев -2 года |
4 |
4 |
5-5½ |
1 раз |
3-2½ |
10 |
13-13½ |
2 - 3 года |
4 |
4 |
6-6½ |
1 |
2½-2 |
10-11 |
12-12½ |
Таким образом, с возрастом ребенка время бодрствования постепенно увеличивается. Эти промежутки между сном и кормлением должны быть заполнены интересными играми, способствующими развитию ребенка.
Для правильного проведения режима необходимо иметь в достаточном количестве специальные игры, игрушки, подобранные соответственно возрасту ребенка. Мебель, предназначенная для ребенка, должна соответствовать его росту, и размещать ее надо таким образом, чтобы ребенок легко мог ею пользоваться.
Общение взрослого с ребенком является необходимым и очень важным моментом для развития ребенка. Это не значит, однако, что с ребенком надо непрерывно заниматься. Игра ребенка должна быть самостоятельной деятельностью, а задача взрослых — сделать ее более сложной и разнообразной.
Необходимо своевременно развивать у ребенка навыки самостоятельной еды, игры и опрятности. Родители должны своевременно видоизменять режим ребенка соответственно возрасту.
Режим детей дошкольного возраста (с 3—4 до 7 лет) в детском саду и домашних условиях следует строить, исходя из того, что они получают четырехразовос питание и спят днем один раз (2—2½ часа). После утреннего завтрака и после полдника организуются прогулки по 2—2½ часа. Ночной сон с 20 часов 30 минут до 7 часов 30 минут.
Игры с детьми этого возраста более сложны и могут быть свободными или организованными (лепка, рисование, вырезывание картинок и т. д.). Воспитательные мероприятия направлены на развитие самостоятельности, опрятности, навыков по самообслуживания.
Правильный режим обеспечивает нормальный ритм жизнедеятельности организма,
предупреждает переутомление нервной системы, повышает успеваемость детей и
способствует их всестороннему развитию.