Мать и дитя
     
 
 

Режим ребенка

Основы построения режима для детей разного возраста

Режим — это правильное чередование основных моментов жизни ребенка: кормления, сна и бодрствования. Для правильного воспитания детей раннего возраста необходимо создать и четко соблюдать режим, соответствующий физиологическим особенностям и возрасту ребенка.

Таким образом, для детей на первом году создаются четыре режима, для детей второго года — два, на третьем году — 1 режим.

Во время бодрствования клетки коры головного мозга находятся в состоянии возбуждения под влиянием различных раздражений, исходящих из окружающей среды. В результате этих раздражений происходит утомление клеток и наступает состояние торможения. Сон — это разлитое торможение, захватывающее всю кору.

Во время сна происходит восстановление работоспособности клеток. В связи с этим правильно организованный режим должен предусматривать достаточный сон для детей. Необходимо позаботиться о спокойной обстановке, оберегающей сон ребенка.

Новорожденный ребенок, у которого еще недостаточно развиты и слабо функционируют органы чувств (анализаторы), спит почти круглые сутки, пробуждаясь только от чувства голода; иногда его приходится будить и для кормления.

Постепенно периоды бодрствования удлиняются. При правильном режиме у ребенка с 6—8 недель намечается ритм сна и бодрствования. Так как свежий, прохладный воздух способствует быстрому засыпанию ребенка, необходимо дневной сон проводить па воздухе — на веранде либо в прогулочной комнате, или комнате с открытыми окнами.

Кормление ребенка целесообразно начинать непосредственно после пробуждения. Выспавшийся и сытый ребенок в период бодрствования весел и спокоен, хорошо играет. При беспорядочном укладывании,  недосыпании и беспорядочном кормлении дети часто капризничают, плачут, возбуждены, плохо едят, теряют в весе.

При составлении режима нужно принимать во внимание не только возраст, но и состояние ребенка. Слабым детям с пониженным питанием и после перенесенного заболевания следует назначать режим младших детей.

Для составления режима дня можно пользоваться следующей примерной схемой распределения времени сна, бодрствования и кормления детей от 1½ месяцев до 3 лет, разработанной Н. М. Щеловановым (табл. 3).

Таблица 3. Схема распределения бодрствования, сна и кормления детей

Возраст детей

Число
кормлений

Время между
кормлениями

Время
бодрствования

Дневной

сон

Продолжительность сна

дневного

ночного

за сутки

в часах

В часах

1½  - 3 месяца

7

3

1-1½

4 раза

2-1½

10½

16½-18

3 - 5 месяцев

6

4

2-1½

10

16

5½  - 9 месяцев

5

4

2-2½

3

2-1½

10

15-15½

9 месяцев - 1 год 2 месяца

5-4

4

2½-3½

2

2-1½

10½-10

14½-15

1 год 2 месяца -1 год 6 месяцев

4

4

4-5

2

2-1½

10

14-14½

1 год 6 месяцев -2 года

4

4

5-5½

1 раз

3-2½

10

13-13½

2 - 3 года

4

4

6-6½

1

2½-2

10-11

12-12½

Таким образом, с возрастом ребенка время бодрствования постепенно увеличивается. Эти промежутки между сном и кормлением должны быть заполнены интересными играми, способствующими развитию ребенка.

Для правильного проведения режима необходимо иметь в достаточном количестве специальные игры, игрушки, подобранные соответственно возрасту ребенка. Мебель, предназначенная для ребенка, должна соответствовать его росту, и размещать ее надо таким образом, чтобы ребенок легко мог ею пользоваться.

Общение взрослого с ребенком является необходимым и очень важным моментом для развития  ребенка. Это не значит, однако, что с ребенком надо непрерывно заниматься. Игра ребенка должна быть самостоятельной деятельностью, а задача взрослых — сделать ее более сложной и разнообразной.

Необходимо своевременно развивать у ребенка навыки самостоятельной еды, игры и опрятности. Родители должны своевременно видоизменять режим ребенка соответственно возрасту.

Режим детей дошкольного возраста (с 3—4 до 7 лет) в детском саду и домашних условиях следует строить, исходя из того, что они получают четырехразовос питание и спят днем один раз (2—2½ часа). После утреннего завтрака и после полдника организуются прогулки по 2—2½ часа. Ночной сон с 20 часов 30 минут до 7 часов 30 минут.

Игры с детьми этого возраста более сложны и могут быть свободными или организованными (лепка, рисование, вырезывание картинок и т. д.). Воспитательные мероприятия направлены на развитие самостоятельности, опрятности, навыков по самообслуживания.

Правильный режим обеспечивает нормальный ритм жизнедеятельности организма, предупреждает переутомление нервной системы, повышает успеваемость детей и способствует их всестороннему развитию.

 
   
 
 
Copyright © 2013 Мать и дитя
жизнь здоровье любовь Cоздание сайтa Вебцентр
@Mail.ru