Заключительный скачок в развитии потребности в общении наблюдается на 3-м году жизни, но при этом ярко выявляется несоответствие между стремлением общаться и выработкой навыка общения.
Ребенок 3 лет взаимодействует со сверстниками в совместных играх, которые становятся для него своеобразным фактором общественной жизни. В игре дети по своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют, осуществляя игровой замысел. На формы и способы взаимодействия в ранние годы жизни ребенка влияет подражание окружающим.
Подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость характеризуют основные особенности нервно-психической организации младшего дошкольника. Эти качества в значительной степени влияют на характер взаимоотношений между детьми.
Трехлетний ребенок не имеет прочно закрепленных представлений, недостаточно разбирается в отношениях и связях между явлениями окружающей жизни, поэтому легко верит всему, следует наглядному примеру. Он охотно и энергично повторяет за другими и воспроизводит готовые образцы жестов, манер, слов. Исследуя психологическую основу этой особенности младших дошкольников, ученые рекомендуют широко использовать подражание в детских играх, особенно направленных на умение общаться, взаимодействовать друг с другом. У детей этого возраста подражание может быть и примитивным, напоминающим механическое копирование, и точным, ярким. Однако даже в подражательной деятельности ребята проявляют активность и самостоятельность, например, в выборе предмета подражания, способе выражения и т.д.
Самостоятельность — необходимое условие организации совместной деятельности детей, развития положительных взаимоотношений. Не менее важно научить действовать согласованно, играть мирно, не ссориться.
Уровень развития речи ребенка 3 лет во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Ребенок с хорошей речью свободно может пригласить другого в игру, объяснить правила, придумать интересный сюжет.
Можно выделить следующие этапы развития общения ребенка от 1 до 3 лет:
- в 11-13 месяцам ребенок уже использует несколько слов, количество которых к 2-м годам значительно возрастает;
- от 2-х до 3-х лет внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени — бурно развивается воображение. Ему теперь хочется поговорить о том, что было или будет. Этому соответстувует начало овладения фразовой речью. Длина предложений увеличивается очень быстро, грамотность их построения совершенствуется.
Игры на развитие речи
Водичка
Цель: развитие речевого дыхания (произнесения звука на одном выдохе,
протяжно); формирование правильного произношения звука С.
Материал:
кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.
Ход игры
Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет»
текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением
умывающихся детей и читает потешку:
Водичка, водичка,
Умой мое
личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся
роток,
Чтоб кусался зубок!
Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему «спеть» песенку водички. Ребенок поет «длинную песенку», т.е. произносит звук С протяжно.
Пузырь
Цель: развитие речевого дыхания и звукового аппарата.
Ход игры
Играют несколько человек. Они становятся тесным кругом и «надувают пузырь»:
наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные «трубочкой» (один на
один).
При каждом раздувании все делают шаг назад, выпрямляются, набирают
воздух, затем снова наклоняются и произносят ф-ф-ф, выдувая воздух в свою
«трубочку». Так повторяется 3-4 раза.
Затем дети берутся за руки и двигаются
назад, расширяя круг и приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Образуется большой растянутый круг. Ведущий
дотрагивается до соединения рук и говорит: «Воздух, выходи!» Все дети сбегаются
к центру и произносят звук т-с-с-с-с, изображая выходящий воздух. Затем игра
возобновляется.
Паровоз
Цель: развитие речевого дыхания.
Материал: игрушечный паровозик или
картинка с изображением паровоза.
Ход игры
Взрослый показывает ребенку паровозик или картинку, напоминает, как паровоз
гудит (протяжно произносит звук У), и предлагает так же протяжно и громко
повторить этот звук.
Взрослый следит, чтобы при воспроизведении звука У
ребенок складывал губы «трубочкой». В конце игры ребенок и взрослый идут по
комнате «паровозиком», и ребенок громко подражает гудку паровоза. Взрослый
читает стихотворение:
Загудел паровоз
И вагончики повез. —
Чох-чох, чу-чууу!
Я далеко
укачу-ууу!
Песня-песенка
Цель: уточнение звукопроизношения у ребенка; развитие речевого слуха
и речевой активности, умения произносить звуки и звукосочетания по
подражанию.
Материал: игрушки — большая кукла, петух, кошка, утка,
медведь, лягушка.
Ход игры
Взрослый сопровождает свой рассказ показом игрушек-персонажей; четко произносит звукоподражания и добивается этого от ребенка при ответах на вопросы по сказке.
«Запела девочка песенку, Пела, пела и допела.
— Теперь ты, петушок,
пой!
— Ку-ка-ре-ку! — пропел петушок.
— Ты спой, Мурка!
— Мяу-мяу, —
спела кошка.
— Твоя очередь, уточка!
— Кря-кря-кря, — затянула утка.
—
А ты, Мишка?
— Ряв-ряв-ряв, — зарычал медведь.
— Ты, лягушка, спой!
—
Квак-квак-квак, — проквакала лягушка.
— А ты, кукла, что споешь?
— Ма-ма,
ма-ма! Складная песенка!»
Затем ребенку задают вопросы: «Как поет кошечка?
Как поет мишка?» и т.д.
Барабан
Цель: продолжение формирования правильного и отчетливого произношения звука Б
(Бь); обучение регулированию силы голоса.
Материал: игрушечный барабан.
Ход игры
Взрослый показывает барабан, барабанит, сопровождая свои действия словами:
«Бам, бам, бам! Так поет барабан». Затем спрашивает у ребенка: «Как поет
барабан?» Ребенок сначала вместе со взрослым, а затем один воспроизводит нужные
звукосочетания. Сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого,
громко или тихо.
Взрослый добивается, чтобы ребенок правильно и четко
произносил звук Б (Бь), а звукоподражания — громко и тихо.
Отгадай, кто к нам пришёл
Цель: формирование четкого произношения звуков М, П, Б, (Мь, Пь, Бь),
обучение отчетливому и внятному произношению отдельных звукосочетаний; развитие
способности воспринимать различные звуки, различать на слух близкие по звучанию
звукоподражания, дифференцировать громкость их произношения; закрепление в речи
ребенка названий отдельных предметов, животных, птиц.
Материал: игрушки,
использовавшиеся на предыдущих занятиях (корова, коза, кошка, мышка, курица,
барабан, звонок) или картинки.
Ход игры
Взрослый показывает игрушку-корову (или картинку) и предлагает вспомнить, как
она мычит. Ребенок произносит звукосочетание. «А как блеет коза?» — спрашивает
взрослый, показывая соответствующую игрушку. Ребенок произносит;
«Меее-е».
Затем взрослый предлагает ему помяукать, как котята, попищать, как
мышата, вспомнить, как гудит машина, как стучит барабан. Взрослый следит, чтобы
ребенок четко и правильно произносил звуки, отчетливо, правильно и достаточно
громко выговаривал звукоподражания. Далее взрослый предлагает ребенку отгадывать
по звукоподражаниям животных и предметы:
— Му-у-у, му-у-у... Кто это
мычит?
— Мяу-мяу... Кто это к нам пришел?
— Кто подошел к Кате и сказал:
«Ме-е-е, ме-е-е»?
— А кто это спрятался от Кати и пищит: «Пи-пи-пи»?
—
Ко-ко-ко... Кто это остановился рядом с Катей?
— Ква-ква-ква... А это
кто?
— Ку-ку, ку-ку!.. А это чей голос?
— Тик-так, тик-так... Что
это?
Взрослый произносит и другие звукоподражания («га-га-га», «ав-ав» и
т.д.), а ребенок отгадывает, чей голос он слышит. Меняя высоту голоса, взрослый
просит определить, какая мышка пищит: большая или маленькая. «Би-ип, би-и-и—п...
Что это?» Затем, меняя громкость при произнесении данного звукосочетания,
взрослый предлагает угадать, какая машина гудит (большая или
маленькая).
Взрослый добивается, чтобы дети внимательно слушали, точно и
правильно называли животных, к которым относятся те или иные звукосочетания,
чтобы по громкости голоса определяли, взрослое это животное или детеныш, каковы
размеры предмета.
Вариант: взрослый предлагает ребенку подражать знакомым
звукам, например: «Как звонит звонок?» — «Динь, динь!» «Как крякает утка?» —
«Кря-кря-кря».
Стоит домик
Цель: развитие речевого аппарата, закрепление произношения звуков в
звукоподражательных словах. Дальнейшее обучение ребенка умению различать по
внешнему виду и «голосу» животных, птиц и правильно называть их.
Материал:
игрушечный домик, кукла, игрушечные гусь, утка, индюк, собака или картинки с их
изображениями.
Ход игры
Взрослый показывает ребенку игрушки и рассказывает:
— Вот домик. В нем
живет маленькая Оленька. {Показывает куклу.) Мимо идут гуси и кричат: «Га-га-га!
Идем плавать и нырять!»
— Как и что они кричат? Ребенок повторяет.
— Не
ходите плавать и нырять, оставайтесь со мной! — просит гусей Оленька, но гуси
уходят. Мимо утки идут, переваливаются, тихонько переговариваются:
«Кряк-кряк-кряк! Идем плавать и нырять!»
— Как и о чем переговариваются утки?
Ребенок повторяет.
— Не ходите плавать и нырять, поиграйте со мной! — просит
уточек Оленька, но утки ее не понимают.
Тут индюк появился. «Я буду с тобой
играть!» — сказал он Оленьке, но девочка индюка испугалась, играть с ним
отказалась. Индюк очень рассердился и закричал: «Бал-бал-бал! Какая глупая
девочка! Бал-бал-бал!» — И ушел.
— Что кричал сердитый индюк? Ребенок
повторяет.
Грустно Оленьке одной. Вдруг совсем рядом залаял щенок:
«Тяф-тяф-тяф! Давай с тобой играть, маленькая девочка!» Оленька обрадовалась.
Они в прятки поиграли и в салочки. Устали, сели рядышком, и щенок решил остаться
у Оленьки насовсем.