Зрение человека обеспечивается совместной работой глаз, глазных мышц и большого количества нервных образований.
Можно выделить две основные функции развития зрительной системы ребенка от 1 до 3:
- зрительное восприятие,
- зрительную память.
Зрительное восприятие
Закрыв и открыв глаза, мы ощущаем, что такое зрительное восприятие. Это непрерывный поток информации, исчезающий с опусканием век. Нормально работающий механизм зрительного восприятия позволяет нам автоматически четко видеть предметы окружающего мира цветными и объемными, оценивать направление и скорость их перемещения, обходить препятствия.
У ребенка 2-4-х лет активно развивается восприятие. Этот процесс идет под влиянием продуктивной, конструктивной и художественной деятельности. Восприятие ребенка тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Малыш может достаточно точно определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве тогда, когда это необходимо для выполнения того или другого доступного ему действия. В других же случаях восприятие маленького ребенка может оказаться весьма расплывчатым, неточным, знакомясь со свойствами предметов, разнообразными формами, цветами, отношениями величин, пространственными отношениями, ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах, что очень важно для его дальнейшего умственного развития.
Однако, если предметы просто находятся перед глазами ребенка, рассматриваются, но ему не надо специально выяснять их форму, цвет и другие свойства, это не сформирует у ребенка четкие представления. Такие представления образуются только в результате многократного выполнения действий с предметами, обладающими тем или иным свойством.
Таким образом, для обогащения ребенка раннего возраста представлениями о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с как можно большим количеством разнообразных вещей. Не нужно ограничивать материал, с которым занимается малыш 2-3-мя формами и 3-4-мя цветами — ребенок третьего года жизни вполне может усвоить представление о 5-6-ти формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и всех цветах. В возрасте 3-4-х лет дети учатся узнавать все цвета, запоминать их названия, различать их оттенки.
Развитие восприятия происходит в процессе обучения. Вначале ребенок просто играет, производит какие-то действия с незнакомыми предметами, получает первое представление о них, затем знакомится со свойствами предметов с помощью ориентировочных исследовательских движений рук и глаз.(Когда ребенок становится старше, процесс восприятия, оставаясь по-прежнему активным, становится внутренним, в основном только в сознании ребенка, в результате превращаясь в умственное действие.
Если ребенка не обучать специально, восприятие долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием, полноценным усвоением знаний в начальной школе).
На первых порах, решая даже самую простую задачу, ребенок не учитывает свойств предметов. Если взрослый показывает ребенку, как поставить красный кубик на желтый, малыш, подражая действиям взрослого, не обращает внимания на цвет. Это происходит не потому, что дети плохо различают свойства, а в силу непонимания их значения, отсутствия постоянной ориентировки на них.
В таблице 1 приводим основные характеристики зрительного восприятия и реакций, свидетельствующие о его уровне.
Таблица 1
1. Реакции |
2. Приблизительный |
Рассматривает мелкие узоры, картинки, фотографии, |
10-12 |
Наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом |
10-12 |
Обходит высокие препятствия при ходьбе |
12-14 |
Избегает препятствия на поверхности, |
14-18 |
Зрительная память
Зрительная память позволяет представлять виденные ранее объекты и события при их отсутствии перед человеком в настоящий момент. Сохраненные образы предметов или событий могут быть использованы в самых различных целях: для сравнения их с новыми впечатлениями (узнавание), для группировки их в классы («люди», «деревья» и т.п.) при помощи названий, для мысленного конструирования, для фантазирования во сне и наяву и т.д.
Для развития зрительной памяти необходимо созревание специальных отделов головного мозга, своеобразной «видеотеки». Это созревание происходит при наличии зрительных впечатлений. Сам же процесс запоминания определяется качеством реального зрения, вниманием и эмоциональным состоянием в момент получения зрительной информации. Четкость и прочность сформированных представлений уменьшаются, если они остаются невостребованными, и, наоборот, усиливаются тогда, когда они извлекаются из памяти. На прочность запоминания влияет и связь с другими впечатлениями, например слуховыми и т.д.
К году ребенок уже умеет отличать «своих» от «чужих», умеет не только запоминать выражение лица взрослого, но и менять свою мимику в зависимости от изменения мимики лица взрослого, понимает 2-3 жеста («до свидания», «нельзя» и т.д.).
Развитие зрительной памяти соответствует следующим критериям (см. таблицу 2):
Таблица 2
1. Реакции |
2. Приблизительный возраст |
Понимает 2-3 жеста («пока», «нельзя» и др.) |
10-13 |
Подражает увиденным действиям взрослого |
12-15 |
Узнает себя и близких на фотографиях |
14-16 |
Показывает несколько названных предметов или картинок |
14-16 |
Узнает несколько предметов по их реалистичному рисунк |
15-16 |
Запоминает, где лежат некоторые предметы или игрушки |
16-18 |
Узнает свои вещи, одежду |
20-24 |
Подбирает парные картинки или игрушки к указанной |
21-24 |
Подбирает предмет к его рисунку |
24-30 |
Знает 2-4 основных цвета |
24-36 |
Узнает предмет по рисунку его характерной части |
30-36 |