Процесс развития памяти включает в себя три основных этапа: получение, хранение и воспроизведение через некоторое время информации.
В более раннем возрасте процессы восприятия и запоминания слиты, и лишь к 3-м годам формируются устойчивые мозговые структуры, отвечающие за процесс запоминания.
Память ребенка от 1 до 3 лет, как и внимание, в основном, непроизвольна. Ребенок чаще всего не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Ребенок запоминает то, на что он обратил внимание, что произвело на него впечатление, было ему интересно.
Дети лучше запоминают в процессе игры,Однако у самых маленьких, 2-3-летних детей и в игре уровень запоминания сравнительно низкий. Разнообразные детские игры предоставляют ребенку богатые возможности для развития его памяти. Произвольно запоминать и затем использовать это в игре могут уже дети 3-4-х лет.
Первая реализация впечатлений, полученных в раннем детстве, обычно относится к возрасту около трех лет. Это значит, что к началу раннего дошкольного детства у ребенка складывается долговременная память.
У детей раннего дошкольного возраста преобладает зрительно-эмоциональная память. Как правило, малыши сравнительно рано запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и услышанное, если это вызвало их интерес. Благодаря такой памяти у дошкольников быстро совершенствуются речь, умение пользоваться предметами домашнего обихода, они неплохо ориентируются в обстановке.
Развитие памяти у детей от 1 до 3 лет тесно связано с развитием интеллекта. Дети лучше запоминают материал при активной умственной работе.
Игры на развитие памяти
Как мы птичек кормили
Цель: развитие памяти, правильного звукопроизношения — упражнения в отчетливом произнесении звуков X и К; развитие наблюдательности, умения следить за рассказом взрослого, не опираясь на наглядные материалы, принимать участие в рассказывании.
Ход игры
Взрослый начинает рассказывать и останавливается, не закончив фразы, а ребенок добавляет соответствующие слова:
На дворе зима. На деревьях,
на земле, на крыше лежит белый...
(...снег.)
Когда выпадает много снега, мы берем лопатки и ... (...копаем,
расчищаем дорожки и делаем горку.)
Из снега можно лепить. Мы
лепим...(снеговика, зайца, мишку.)
Однажды на наш участок
прилетели...(птички: снегири, воробьи.)
Они хотели есть, и мы насыпали
им...(.зернышек и крошек.)
Зернышки и крошки мы насыпали...(в
кормушку.)
Они теперь каждый день прилетают...(к кормушке.)
А мы каждый
день выносим им...(...корм.)
Птички благодарят нас за вкусное угощение и
поют...(«чив-чив-чив!»)
Взрослый продолжает рассказывать о птицах: «Из леса прилетела сова-большая голова. "Уу-ух, уу-ух", — так кричит сова. Она научит и нас кричать по-совиному. Как кричит сова?»
Ребенок повторяет. «Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах! Кто это кудахчет?» «Курочка», — отвечает ребенок. «Курочка хочет послушать, умеешь ли ты кудахтать?» Ребенок показывает, как курочка кудахчет.
«А вот и петушок! Ой, к нему лиса крадется, сьест петушка!»
Ребенок говорит: «Скорее, скорее улетай, петушок!»
«Взлетел петушок на забор, и лисе его не достать. Петушок рад и кричит лисе: "Ха-ха-ха, ха-ха-ха — не догнала петуха!"». Ребенок повторяет.
В конце занятия взрослый просит малыша вспомнить, у кого «шубка из перьев», а у кого — «меховая».
Маленькие ножки бежали по дорожке
Цель: формирование правильной осанки; развитие зрительной и слуховой памяти, сообразительности, концентрации и устойчивости внимания, мышления (умения создать образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения); развитие у ребенка умения согласовывать свои движения с действиями других. Автоматизация звука Ш в связном тексте.
Ход игры
Ребенок и взрослый садятся лицом друг к другу. Взрослый просит ребенка
показать свои ножки. Ребенок поднимает ноги. Взрослый говорит: «Ножки у тебя
маленькие, но бегают быстро. Покажи, как ножки бегают».
Ребенок бежит и
приговаривает:
Маленькие ножки бежали по дорожке. Маленькие ножки бежали по
дорожке.
Затем взрослый говорит, что у медведя ноги большие, идет он
медленно: «Большие ноги шли по дороге. Большие ноги шли по дороге». Припевка
повторяется несколько раз.
Ребенок в соответствии со словами и ритмом
припевки то бегает, то ходит, создавая образы то быстрой и легкой, то медленной
и тяжелой поступи.
Бегетие ко мне!
Цель: развитие зрительной и слуховой памяти; умения ориентироваться в пространстве; укрепление мышц туловища и ног, развитие двигательной активности.
Ход игры
Дети сидят на стульчиках. Взрослый садится напротив детей, у противоположной
стены. Он обращается к детям и говорит: «Бегите ко мне!», — при этом манит их
рукой.
Когда прибегают дети, взрослый обнимает их и говорит: «Прибежали,
прибежали! Ну, теперь бегите назад!»
Дети поворачиваются и бегут назад.
Взрослый говорит им вслед: «Убегайте, убегайте!»
Дети садятся на стульчики.
«Отдохнули? — спрашивает взрослый. — Ну, бегите опять ко мне, бегите, бегите!
Кто быстрее?»
Найди снегурочку!
Цель: развитие внимания, памяти.
Ход игры
Взрослый наряжает куклу Снегурочкой и прячет ее на участке так, чтобы никто из детей не знал об этом. Во время прогулки взрослый говорит о том, что сегодня к ним в гости обещала прийти Снегурочка — она хочет поиграть и поплясать с детьми. Наверное, она уже пришла и спряталась, чтобы ее поискали. Когда ребенок найдет Снегурочку, он играет и танцует с ней.
На дворе мороз и ветер
Ход игры
Ребенок выполняет движения, указанные в тексте песни:
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают.
Не замерзнут ручки-крошки —
Мы похлопаем в
ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем!
Чтоб не
зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко.
Вот как топать мы умеем,
Вот
как ножки мы согреем!
Зима
Цель: знакомство с русской народной песней, развитие памяти.
Ход игры
Игра сопровождается показом куклы.
Взрослый говорит:
Как на тоненький
ледок
Выпал беленький снежок.
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная
была!
Катя по снегу бежала,
Поскользнулась и упала.
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была!
Таня куколку взяла,
Вместе с куклой в пляс
пошла.
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была!
Взрослый показывает, как
кукла бежала и упала. Затем предлагает ребенку поднять куклу и поплясать с
ней.