Мать и дитя
     
 
 

Память ребенка от 1 до 3

Процесс развития памяти включает в себя три основных этапа: получение, хранение и воспроизведение через некоторое время информации.

В более раннем возрасте процессы восприятия и запоминания слиты, и лишь к 3-м годам формируются устойчивые мозговые структуры, отвечающие за процесс запоминания.

Память ребенка от 1 до 3 лет, как и внимание, в основном, непроизвольна. Ребенок чаще всего не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Ребенок запоминает то, на что он обратил внимание, что произвело на него впечатление, было ему интересно.

Дети лучше запоминают в процессе игры,Однако у самых маленьких, 2-3-летних детей и в игре уровень запоминания сравнительно низкий. Разнообразные детские игры предоставляют ребенку богатые возможности для развития его памяти. Произвольно запоминать и затем использовать это в игре могут уже дети 3-4-х лет.

Первая реализация впечатлений, полученных в раннем детстве, обычно относится к возрасту около трех лет. Это значит, что к началу раннего дошкольного детства у ребенка складывается долговременная память.

У детей раннего дошкольного возраста преобладает зрительно-эмоциональная память. Как правило, малыши сравнительно рано запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и услышанное, если это вызвало их интерес. Благодаря такой памяти у дошкольников быстро совершенствуются речь, умение пользоваться предметами домашнего обихода, они неплохо ориентируются в обстановке.

Развитие памяти у детей от 1 до 3 лет тесно связано с развитием интеллекта. Дети лучше запоминают материал при активной умственной работе.

Игры на развитие памяти

Как мы птичек кормили

Цель: развитие памяти, правильного звукопроизношения — упражнения в отчетливом произнесении звуков X и К; развитие наблюдательности, умения следить за рассказом взрослого, не опираясь на наглядные материалы, принимать участие в рассказывании.

Ход игры

Взрослый начинает рассказывать и останавливается, не закончив фразы, а ребенок добавляет соответствующие слова:

На дворе зима. На деревьях,
на земле, на крыше лежит белый... (...снег.)
Когда выпадает много снега, мы берем лопатки и ... (...копаем, расчищаем дорожки и делаем горку.)
Из снега можно лепить. Мы лепим...(снеговика, зайца, мишку.)
Однажды на наш участок прилетели...(птички: снегири, воробьи.)
Они хотели есть, и мы насыпали им...(.зернышек и крошек.)
Зернышки и крошки мы насыпали...(в кормушку.)
Они теперь каждый день прилетают...(к кормушке.)
А мы каждый день выносим им...(...корм.)
Птички благодарят нас за вкусное угощение и поют...(«чив-чив-чив!»)

Взрослый продолжает рассказывать о птицах: «Из леса прилетела сова-большая голова. "Уу-ух, уу-ух", — так кричит сова. Она научит и нас кричать по-совиному. Как кричит сова?»

Ребенок повторяет. «Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах! Кто это кудахчет?» «Курочка», — отвечает ребенок. «Курочка хочет послушать, умеешь ли ты кудахтать?» Ребенок показывает, как курочка кудахчет.

«А вот и петушок! Ой, к нему лиса крадется, сьест петушка!»

Ребенок говорит: «Скорее, скорее улетай, петушок!»

«Взлетел петушок на забор, и лисе его не достать. Петушок рад и кричит лисе: "Ха-ха-ха, ха-ха-ха — не догнала петуха!"». Ребенок повторяет.

В конце занятия взрослый просит малыша вспомнить, у кого «шубка из перьев», а у кого — «меховая».

Маленькие ножки бежали по дорожке

Цель: формирование правильной осанки; развитие зрительной и слуховой памяти, сообразительности, концентрации и устойчивости внимания, мышления (умения создать образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения); развитие у ребенка умения согласовывать свои движения с действиями других. Автоматизация звука Ш в связном тексте.

Ход игры

Ребенок и взрослый садятся лицом друг к другу. Взрослый просит ребенка показать свои ножки. Ребенок поднимает ноги. Взрослый говорит: «Ножки у тебя маленькие, но бегают быстро. Покажи, как ножки бегают».
Ребенок бежит и приговаривает:
Маленькие ножки бежали по дорожке. Маленькие ножки бежали по дорожке.
Затем взрослый говорит, что у медведя ноги большие, идет он медленно: «Большие ноги шли по дороге. Большие ноги шли по дороге». Припевка повторяется несколько раз.
Ребенок в соответствии со словами и ритмом припевки то бегает, то ходит, создавая образы то быстрой и легкой, то медленной и тяжелой поступи.

Бегетие ко мне!

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти; умения ориентироваться в пространстве; укрепление мышц туловища и ног, развитие двигательной активности.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках. Взрослый садится напротив детей, у противоположной стены. Он обращается к детям и говорит: «Бегите ко мне!», — при этом манит их рукой.
Когда прибегают дети, взрослый обнимает их и говорит: «Прибежали, прибежали! Ну, теперь бегите назад!»
Дети поворачиваются и бегут назад. Взрослый говорит им вслед: «Убегайте, убегайте!»
Дети садятся на стульчики. «Отдохнули? — спрашивает взрослый. — Ну, бегите опять ко мне, бегите, бегите! Кто быстрее?»

Найди снегурочку!

Цель: развитие внимания, памяти.

Ход игры

Взрослый наряжает куклу Снегурочкой и прячет ее на участке так, чтобы никто из детей не знал об этом. Во время прогулки взрослый говорит о том, что сегодня к ним в гости обещала прийти Снегурочка — она хочет поиграть и поплясать с детьми. Наверное, она уже пришла и спряталась, чтобы ее поискали. Когда ребенок найдет Снегурочку, он играет и танцует с ней.

На дворе мороз и ветер

Ход игры

Ребенок выполняет движения, указанные в тексте песни:

На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают.
Не замерзнут ручки-крошки —
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем!
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко.
Вот как топать мы умеем,
Вот как ножки мы согреем!

Зима

Цель: знакомство с русской народной песней, развитие памяти.

Ход игры

Игра сопровождается показом куклы.
Взрослый говорит:
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была!
Катя по снегу бежала,
Поскользнулась и упала.
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была!
Таня куколку взяла,
Вместе с куклой в пляс пошла.
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была!
Взрослый показывает, как кукла бежала и упала. Затем предлагает ребенку поднять куклу и поплясать с ней.

 
   
 
 
Copyright © 2013 Мать и дитя
жизнь здоровье любовь Cоздание сайтa Вебцентр
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru