Мать и дитя
     
 
 
Главная / Ребенок от 1 до 3 / Психологическая безопасность ребенка

Психологическая безопасность ребенка

Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «психическое здоровье» и «угроза». При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.

Само содержание понятия «безопасность» означает отсутствие опасностей или возможность надежной защиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.

Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном учреждении. Но в то же время и оздоровительная программа без системы упреждающих мер будет не столь эффективной.

Основные источники угроз психологической безопасности ребенка можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т.е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий — проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

Внешние источники угрозы психологической безопасности

Физические:

  • 1) неблагоприятные погодные условия;
  • 2) недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе;
  • 3) нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация;
  • 4) несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, и в первую очередь — отсутствие режима проветривания;
  • 5) враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

Социальные:

  • 1) манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности — это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений;
  • 2) межличностные отношения детей с другими детьми. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов;
  • 3) интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней;
  • 4) неправильная организация общения — преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых;
  • 5) отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

Внутренние источники угроз психологической безопасности ребенка

Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

  • 1) сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения — в результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно — взрослыми;
  • 2) осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности — это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть;
  • 3) отсутствие автономности — прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно;
  • 4) индивидуально-личностные особенности ребенка, например, сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания;
  • 5) патология физического развития, например, нарушение зрения, слуха и т.п.

Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т.е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий — проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

 
   
 
 
Copyright © 2013 Мать и дитя
жизнь здоровье любовь Cоздание сайтa Вебцентр
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru