Мать и дитя
     
 
 
Главная / Воспитание ребенка / Самостоятельность

Самостоятельность ребенка

Я САМ!!!

Говоря о воспитании детей, нельзя обойти такую важную тему, как самостоятельность ребенка, привития ему навыков самостоятельной деятельности.

В первые 3 года малыш овладевает многими навыками и привычками тем успешнее, чем аккуратнее соблюдается при этом ряд правил. Во-первых, для закрепления навыков важно, чтобы все действия ребенок выполнял в одной и той же последовательности. Во-вторых, действия с самого начала должны выполняться правильно (приобретенный навык очень устойчив, изменить его потом трудно). В-третьих, учить ребенка нужно терпеливо, помогая ему освоить каждое отдельное движение. Например, обучая его мыть руки, надо показать, как смочить мыло, намылить руки, потереть одной рукой о другую, положить мыло на место, смыть пену, вытереть руки полотенцем, повесить его. Трехлетнему ребенку все это сделать очень и очень непросто.

Приобретая навык, малыш получает возможность умело выполнять то или иное действие. Но это еще не значит, что он будет это делать всегда, когда понадобится. Он может хорошо научиться мыть руки без посторонней помощи, но, чтобы делать это всякий раз перед едой, нужна соответствующая привычка. Привычки, как и навыки, очень устойчивы, поэтому легче предупредить дурную привычку, чем избавиться от нее.

Родители часто недоумевают, откуда у малыша берутся плохие привычки. Ведь он рождается, ничего не умея, а взрослые ничему плохому его не учат. Причина появления вредных привычек чаще всего в отсутствии целенаправленного воспитания. Так, папа принес дочке новую игру, она все рассмотрела, поиграла, потом аккуратно сложила и спросила, куда ее убрать. Она поступила так, потому что ее приучили каждую вещь класть на место. Естественно, что разбрасывать игрушки ребенка никто не учит, но не всегда его учат собирать их.

Какие же навыки и привычки следует воспитывать у детей в первые 3 года жизни? Их немало. Одна их самых важных — привычка к режиму. Если режим дня соответствует физиологическим возможностям малыша, он легко привыкает к нему, спокойно и быстро засыпает, охотно ест, у него хорошее настроение в течение дня.

Значение режима велико, хотя не все родители это понимают. Дело в том, что правильное чередование сна и бодрствования предупреждает переутомление, способствует физическому развитию. А ведь во многих случаях плохое настроение детей, их капризы объясняются недосыпанием, переутомлением. Соблюдение распорядка дня имеет и воспитательное значение: приучает малыша к организованности, дисциплине.

Возраст, когда малыш начнет самостоятельно есть, зависит от родителей. Многие дети пытаются делать это в год и, если им не мешают, довольно быстро осваивают все приемы.

Ребенок быстро обнаруживает, что донести ложку до рта — совсем не такое простое дело. Очень скоро он устает от этих попыток и принимается играть с едой. Если он упорно и старательно продолжает свои попытки, то непременно испачкается сам и перепачкает все вокруг. Ругать малыша ни в коем случае не надо — лучше запасти для него побольше передников и не стелить на стол скатерть, которую трудно будет отстирать. Одновременно следует воспитывать у маленьких привычку к опрятности. Трудности с этим бывают у тех родителей, которые не спешили менять пеленки сыну или дочери еще в грудном возрасте, приучив тем самым спокойно переносить ощущение сырости.

Ребенок в 2—3 года уже должен уметь достойно себя вести за столом. Важно помнить истину: хорошие манеры появляются естественным путем. Бессмысленно требовать от ребенка, чтобы в положенных ситуациях он говорил слова вежливости. Сначала в нем нужно воспитывать уважение, любовь к взрослым людям вообще.

Другое непременное условие — взрослым в семье самим быть вежливыми и предупредительными. Когда такой пример перед глазами изо дня в день, ребенку легче ему подражать. Он быстро научится говорить спасибо, здороваться и прощаться, потому что так поступают родители, и будет делать это искренне и доброжелательно. Стремитесь воспитывать малыша так, чтобы он вызывал симпатию у окружающих. Если к ребенку хорошо относятся, то и сам он будет стараться быть хорошим, захочет нравиться. И нет ничего удивительного в том, что в один прекрасный день такой ребенок без родительской подсказки поднимет и подаст гостю оброненную им вещь, поделится конфетами с соседскими детьми, ни разу не прервет разговаривающих взрослых...

Очень ценно стремление маленького человека к самостоятельности. Если постоянно подавлять это стремление, ребенок может вырасти пассивным, не готовым к трудностям. Самостоятельность ребенка всегда нуждается в одобрении и совете взрослых. Нельзя смеяться или иронизировать по поводу неумелых действий: то, что нам кажется простым, от него требует немалых усилий.

Воспитание самостоятельности тесно связано с формированием у малыша навыков и привычек самообслуживания не только за столом, но и во время умывания, одевания. Обычно это происходит в начале 2-го года жизни. Довольно быстро ребенку удается раздеть себя, и он усваивает эту «технику» без труда. Затем он пробует одеться и сразу же запутывается в предметах туалета. Ничего страшного, если застегивание пуговиц он осилит к 4 годам, а никак не раньше. Важно проявлять максимум такта, помогая ребенку в самом для него «трудном деле», а посильные процессы одевания предоставить ему полностью. Иногда достаточно бывает разложить одежду перед ребенком так, чтобы он смог ее сам надеть, не перепутав верх и низ. Естественно, родители должны иметь при этом терпение.

Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется на 3-м году жизни, когда ребенок то и дело заявляет: «Я сам!» Он уже может оказывать небольшую помощь взрослым: накрыть на стол, поставить хлеб, разложить приборы. Не следует просить ребенка расставлять бьющуюся посуду: он еще недостаточно ловок и может нечаянно разбить тарелку. Это не только чревато опасностью, но и доставит огорчение малышу, у него может пропасть желание заниматься этим и в дальнейшем. Под руководством взрослых ребенок может поддерживать порядок в своем уголке, расставлять игрушки на полочках.

Постоянно приучайте маленького ребенка к тому, чтобы он понимал, где игра, а где труд, и не превращал его в забаву и веселье. Если малышу поручили вытереть разлитую им на столе воду, нужно проследить, чтобы он выполнил задание аккуратно и старательно, а не бегал по кухне, размахивая тряпкой.

Самостоятельность ребенка проявляется не только в умении выполнить то или иное дело без посторонней помощи, но и в том, что он может взяться за него по собственной инициативе. Этому помогает закрепление за малышом постоянных обязанностей по дому. Возможности его не так уж велики, но, к примеру, приготовление стола к обеду, поддержание порядка в игровом уголке, кормление рыбок в аквариуме могут быть его постоянными обязанностями. Воспитывайте в ребенке сознание того, что он должен иыполнить поручение, доверенное ему взрослыми. Так малыш учится с раннего возраста заботиться о других, привыкает к мысли, что не всегда можно делать только то, что хочется. Иногда приходится думать и заботиться о других. Предупреждение любых желаний, освобождение от каких бы то ни было поручений, от необходимости затрачивать усилия, напротив, воспитывают у малыша лень, равнодушие, эгоизм.

Большую ошибку совершают те родители, которые наказывают ребенка трудом. Трехлетний сынишка слишком шумел в гостях, и мама наказывает его тем, что он должен помогать ей мыть посуду. В следующий раз, когда мама, давно забывшая это происшествие, предлагает сыну помочь ей, мальчик протестует и, плача, говорит, что ничего плохого не сделал. Дети не должны рассматривать труд как наказание за некрасивый поступок, провинность.

Вообще когда речь заходит о том, нужно ли наказывать ребенка, мнения разделяются. Одним удается воспитывать, не наказывая, другие вынуждены изредка или часто это делать. Но суть в том, что наказание не должно быть главным «гарантом» дисциплины. Это лишь дополнительное средство, чтобы напомнить ребенку о необходимости выполнения тех или иных правил, обязанностей.

Понять, нужно ли наказание ребенку, могут все родители, обратив внимание на его эффект. Если наказание только ожесточило малыша, вызвало обратную реакцию, значит, оно неэффективно. Если малыш напуган, горько плачет и переживает, следовательно, это слишком сильное средство воздействия, что тоже нежелательно. Словом, у каждого ребенка своя реакция на наказания, и это следует всегда учитывать.

Повседневная жизнь предоставляет много возможностей для воспитания у детей сознательности, самостоятельности. На прогулке можно обратить внимание ребенка на проявление этих качеств у других детей, а читая книжку — у персонажей литературных произведений.

 
   
 
 
Copyright © 2013 Мать и дитя
жизнь здоровье любовь Cоздание сайтa Вебцентр
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru